РУССКАЯ ВЕСНА И НОВОРОССИЯ В ИСКУССТВЕ

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОРТАЛ

Информационный спонсор проекта - Союз писателей России
Адрес редакции: l-portal@rambler.ru

Анна Ревякина




Поэт, автор книг «Сердце», «UNTITLED», «Хроники Города До. Безвременье», «Зубная фея», «Dominus», «Шахтёрская дочь», основатель литературной студии «Кофе-кошка-Мандельштам», член Союза писателей ДНР, член Союза писателей России. Соавтор сборника гражданской поэзии «Час мужества», получившего в 2015 г. национальную премию «Книга года» в номинации «Поэзия». Родилась и живёт в Донецке. Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международная экономика» Донецкого национального университета.

	
ИЗ ПОЭМЫ "ШАХТЁРСКАЯ ДОЧЬ"
	  
1.

У Марии был дом — занавески и витражи,
был отец, который ей говорил: «Ложи!»
Был берёзовый шкаф, и была кровать,
вот такое счастье: ковать — не перековать.
А теперь у Марии что? На окошке скотч,
за окошком ночь и в окошке ночь,
где бесшумные призраки — конвоиры снов —
не находят для этой девочки даже слов.
Всё сплошное лязганье, грохот, треск,
у Марии есть мать, у матери есть компресс,
а ещё икона, на которой позолоченный Николай
обещает Марии тихий небесный рай.


2.

А потом приходила война, забирала в строй
самых смелых и самых правильных из людей.
Он забыл своё имя, но запомнил свой позывной,
он видел скелеты обуглившихся церквей.
Он стал снова чёрен лицом, но душою бел,
научился молиться, словно в последний раз,
он свои ледяные руки дыханьем грел
и всё ждал, когда отдадут приказ. 


3.

Обрывается всё: провода, разговоры и струны. 
Обрываются жизни, которым не видел конца, 
месяц май неожиданно станет военным июнем, 
в это жаркое лето прольётся так много свинца. 
Загорелые травы донецких степей, терриконы, 
обелиски невозвращенцам из дальних дорог. 
Этот мир всё ещё подчиняется божьим законам, 
этот мир состоит из патронов и пары сапог. 
Николай говорил, что победа, добытая смертью, – 
это просто победа над страхом, победа побед. 
Николай уходил в распростёртые древние степи, 
где посеяна смерть, словно маковый цвет. 


4.

Здесь густая трава и беспечные песни сверчков, 
здесь разверзшийся ад среди райского лета. 
И плывут облака по чернильному небу зрачков, 
и в кармане сломалась последняя сигарета. 
На войне не бывает ничьих, только свой и чужой. 
По чужому стрелять, своего прикрывать, что есть силы, 
повторять: «Слава Богу! Живой! Слава Богу! Живой!» 
И звонить дочерям с почти севшей мобилы. 
И любить сыновей, тех, что рядом – в окопе, в пыли – 
делят тяготы дней, делят хлеб и говяжью тушёнку. 
Эти воины – дети кротами изрытой земли, 
вместо нимба Господь отдал им коногонку. 
Вместо сердца Господь даровал антрацит, 
вместо вдоха степного – горючесть метана. 
Здесь густая трава, что так ярко, чадяще горит, 
словно вечная слава победы на груди ветерана.

5.

Это был страшный август четырнадцатого года, два народа шли в лобовую. Николай с лицом чёрным, как добываемая им порода, прикрывал собою горящую передовую. На его руках умирали и воскресали, на его глазах открывались ходы в преисподнюю. Город детства его, город угля и стали, превращали в пустошь, в пустыню неплодородную. Сеяли смерть, как раньше сеяли хлеб, сеяли ужас, боль и жуткое «зуб за зуб», а зелёные пацаны, утверждавшие, что смерти нет, рыдали от страха, увидев свой первый труп. А увидев второй, начинали, кажется, привыкать, говорили: «Война – не место для бабьих слёз!» И у каждого в городе оставалась мать, в городе миллиона прекрасных роз.
	

6.

Ходит дом ходуном без конца,
дочь Мария чертами в отца,
мать сидит за столом, жжёт свечу.
— Мам, поспи!
— Не хочу, не хочу!
За чертой, за порогом, в ночи,
там, где струны грызут скрипачи,
где кровавая речка течёт,
и открыт уже гамбургский счёт,
тихо красная всходит луна,
как вдова, в чёрном небе одна.
И Мария, шахтёрская дщерь,
словно маленький загнанный зверь,
всё стоит и стоит у окна,
а в окне пустота, краснота.
И надломлены руки её,
и не снять уже ими бельё.
И предчувствие скорой беды,
словно запах гниющей воды.


7.

Мы – подвальные, мы – опальные, 
кандалы наши тяжелы. 
Мы – идея национальная, 
мы – форпост затяжной войны. 
Чёрной совести боль фантомная, 
боль, что мучает по ночам, 
эта домна внутри огромная, 
наша ненависть к палачам. 
Мы священные, мы убогие, 
мы у боженьки в рукаве. 
И глаза Его слишком строгие. 
И следы Его на траве. 
Утром встанем, пересчитаемся, 
похоронимся, поревём. 
Эх, война-война – девка та ещё! 
Частоколы да бурелом, 
заминированы окраины, 
человеческий страшный суд. 
Авель помнит, что всюду Каины, 
только высунешься – убьют


8.

Приносили его на щите,
и Мария губами к щеке
припадала, и плакала мать:
«Положите его на кровать!»
Он был хладен, безмолвен и сер,
и был день — беспросветный четверг.
Ну, а дальше — на пятницу ночь,
и Мария, шахтёрская дочь,
занавешенных мимо зеркал
проходила в траурный зал
и глядела на лоб мертвеца,
на холодные губы отца,
на его восковеющий лик,
на немой неподвижный кадык,
на пурпурный распахнутый гроб,
словно двери в кровавый окоп,
где он денно и нощно сидел,
где живой он вчера помертвел,
где последнее небо его
выедало из глаз вороньё.


9.

Воронки, вороньё, война…
Мария — дочь степи донецкой,
несчастный ангел бытия,
лишённый ангельского детства.
О, безотцовщины клеймо!
О, сиротливое удушье!
Война, воронки, вороньё.
Смертельно раненые души.
Прощайте, храбрые сыны,
прощайте, дочери, до встречи.
И лица ваши — лик войны,
и в камне вас увековечат.
Мария, девочка моя,
коса — пшеница, руки — плети.
Воронки, вороньё, война.
А мы войны святые дети,
а мы войны священный крест
несём и, в общем-то, не ропщем,
и в ополченье из невест
уходим через эту площадь.


10.

Снами Бог, с нами солнце и с нами дождь, 
зарядивший снайперскую винтовку. 
Это поле – рожь, а за рощей – ложь, 
а за ложью ружья на изготовку. 
Это поле – ржавчина старых битв. 
Что посеет ветер степей разъятых? 
Террикон лежит, словно мёртвый кит, 
облака плывут, облака из ваты. 
Золочёный гулкий степной закат, 
уплывает солнце за край планеты. 
Кто во всём случившемся виноват? 
Кто спасёт распятую землю эту? 


11.

Имя горькое твоё — Мария,
имя твоё убийственное.
Как твоя мать, Мария,
пишет ли тебе письма?
«Как тебе там воюется,
доченька моя светлая?
А у нас на улице
бабье нелёгкое лето.
Яблоки собрать некому
райские — падают сами.
Соль под моими веками,
видимо, что-то с глазами.
Горько на сердце бабьем,
воротись, доченька, с фронта.
Облака плывут, как кораблики,
до самого горизонта.
Пальцы мои бесколечные
крестят небо над городом.
А за кровавой речкою —
вороны, вороны…»


12.

Церковь белая на пригорке,
снег похож на лебяжий пух.
Глаз Марии предельно зоркий,
музыкален девичий слух.
За спиною две сотни жизней,
на груди православный крест.
Снег молочный безукоризнен,
снег из рая для адских мест.
И так хочется в детство снова —
в утро первого января,
старый год обернётся новым,
свечка — каплями янтаря.
На льняную скатёрку жизни
истечёт прозорливый воск.
И на кухне, как тюль, повиснет
дым от папиных папирос,
но откроешь глаза, и в небо
бросишь взгляд, небосвод свинцов.
Что нас ждёт впереди? Победа!
И отмщенье за всех отцов.


13.

Никого не родишь. Только чёрный камыш да слепая луна над рекой, не пройдёт человек, даже серая мышь здесь боится бежать по прямой. Степь — лоскутный пейзаж и горячий рубеж, пограничье двух разных миров. Я люблю этот кряж, его дикий мятеж в кружевах кучевых облаков. И винтовка в руках, и ни шагу назад, здесь забытая Богом земля. И бесплодны поля, где под небом лежат нерождённые сыновья.
14.

А с неба не снег, а серые лепестки пепла.
Мария лежит, и горы над ней огромны,
но Мария не видит горы — она ослепла,
врастая хребтом в донецкие чернозёмы.
Она захлебнулась огнём, прикрывалась дымом,
ползла, а после бежала к густой зелёнке,
держала винтовку крепко, так держат сына,
младенца, завёрнутого в пелёнки.
Ей было почти не больно, почти не страшно,
её прикрывали громкие пулемёты,
на палец левее в одном километре башня,
а справа стоят огнедышащие расчёты.
— Ребята, прикройте, я отхожу, ребята! —
Мария кричала и падала навзничь в почву,
и кровь её растекалась, как сок граната.
Мария, моя Мария, шахтёрская дочка.


15.

Спи, моя дорогая, спи,
девочка-одиночка.
Спит посреди степи
шахтёрская дочка.
Травы над ней шумят —
дикие, колдовские,
а в небесах кружат
чёрные часовые.
Мы стережём твой сон,
дочь Николая.
Солнце за террикон
к вечеру уплывает,
стелется сизый дым,
воды несёт речка,
страшно ходить живым
по этим святым местечкам.
Спи, моя дорогая, спи
в теле большой планеты.
Пусть твои мёртвые сны
будут о вечном лете.
Старый седой ковыль
пусть тебя колыбелит.
Кто-то зажжёт фитиль,
споёт тебе колыбельную.
Спи, моя милая, спи…
Ещё одна тёмная ночка.
Спит посреди степи
шахтёрская дочка.


16.

А с неба не снег, а серые лепестки пепла. 
Мария лежит, и горы над ней огромны, 
но Мария не видит горы – она ослепла, 
врастая хребтом в донецкие чернозёмы. 
Она захлебнулась огнём, прикрывалась дымом, 
ползла, а после бежала к густой зелёнке, 
держала винтовку крепко, так держат сына, 
младенца, завёрнутого в пелёнки. 
Ей было почти не больно, почти не страшно, 
её прикрывали громкие пулемёты, 
на палец левее в одном километре башня, 
а справа стоят огнедышащие расчёты. 
– Ребята, прикройте, я отхожу, ребята! – 
Мария кричала и падала навзничь в почву, 
и кровь её растекалась, как сок граната. 
Мария, моя Мария, шахтёрская дочка. 


17.

На самой вершине дальнего рыжего террикона, 
где колокольный звон – музыка из привычных, 
они встретятся – отец и дочь – натянут сетку для бадминтона, 
а у подножия плещется море – поле пшеничное. 
И у них не будет другого занятия, кроме счастья, 
и только Донецк с его улицами, проспектами и мостами 
навсегда останется с ними, будет их лучшей частью, 
навсегда останется с нами – погостами, розами и крестами. 
Это память, с которой не стоит бороться, она нетленна. 
Я помню звук, с которым стреляют «Грады», ложатся мины. 
Но Донецк – это не просто город, это вселенная, 
Донецк – это шахтёрские девочки 
и песня их лебединая. 


1